Как сделать то, чего не хочется, типичные проблемы

Published by Николай Космовский on

ЗАЧАСТУЮ МЫ ТРАТИМ ВРЕМЯ В ПУСТУЮ, В ТО ВРЕМЯ КАК ВАЖНЫЕ И СРОЧНЫЕ ДЕЛА НАКАПЛИВАЮТСЯ И ЗАТЕМ НАВАЛИВАЮТСЯ НА НАС КАК СНЕЖНЫЙ КОМ. КАК СДЕЛАТЬ ТО ЧЕГО НЕ ХОЧЕТСЯ И ВЫПОЛНИТЬ ВСЕ ВОВРЕМЯ!  

Как сделать то, чего не хочется
Как сделать то, чего не хочется

Знаешь ли ты, что средне-статистический работник офиса от двух до пяти часов рабочего времени тратит совер­шенно непродуктивно: на чашеч­ку кофе, на невинный (получа­совый) разговор с подругой, на проверку своей странички в Facebook и т. д. и т. п.? И это притом, что в рабочем календаре каждого уважающего себя работ­ника числится не меньше десятка важных дел. Понимаем ли мы, что наша привычка откладывать все на потом, мягко говоря, нерацио­нальна? Конечно, понимаем. Но с упрямством, достойным лучшего применения, не спешим браться за работу. «Типичная прокрасти­нация», – выносят вердикт психо­логи. Что скрывается за этим терминам? Слово “прокрастинация” произошло от англ. procrastination -”задержка, откладывание”. Термин подразумевает стремление человека откладывать на потом неприятные для него дела. В основе этой при­вычки лежат три убеждения.  

1. Я могу распределить свое время разумно. 

2. Я не хочу делать то, что мне неприятно. 

3. Меня разучили действовать.  

Разберем каждый из этих факторов подробно. Я могу распределить свое время разумно. 

Как сделать то, чего не хочется
Как сделать то, чего не хочется

Классический пример прокрастинации – подготовка студентов к экзаме­ну. О том, что экзамен будет, студенты знают как минимум за полгода. А на подготовку у всех поколений студентов остается всего одна ночь! Вопрос: неужели студенты настолько, простите, глупые, чтобы не понимать, что подготовится к экзамену за этот срок невозможно? Нет. Просто качество контроля за знаниями в нашей стране такое, что любому студенту доста­точно одной ночи, чтобы действительно подготовиться к экзамену и сдать его. А, к примеру, выпускники китайских школ перед поступлением в вуз в течение трех дней отвечают на вопросы достаточно сложного теста. «Я готовилась к тесту полтора года», – рассказывала журналистам одна китай­ская школьница. Нужны ли такие подвиги нашим учащимся, если все, что им нужно для успешной сдачи экзамена – это выучить ответ на три вопро­са?

Другой пример: руководство поручает сотруднику подготовить отчет и дает для этого три дня. При этом выполнить работу реально за 2 – 3 часа. То есть возникает выбор: в течение трех дней отдавать работе по часу или сделать все максимально быстро. Чтобы понять, что подталкивает челове­ка к принятию решения, проведем небольшой эксперимент.  

Первый этап. Возьмите любой предмет, который лежит на краю ваше­го стола, и в обычном темпе переместите его к себе поближе. Верните назад. Какие чувства вы при этом испытали? Ничего особенного, не так ли? Обычная рутинная работа.  

Второй этап. Сделайте то же самое, но очень медленно. Отследите свои эмоции. Нетерпение? Раздражение?  

Третий этап. Возьмите тот же предмет и как можно стремительнее передвиньте его с места на место. Не правда ли, возникает легкая эйфория от ощуще­ния того, что дело сделано максимально быстро? Примерно то же проис­ходит и с любой работой: растянутость ее выполнения вызывает чувство раздражения, максимально быстрое выполнение – эйфорию. И любой нормальный человек выберет третий вариант: и работа сделана, и удо­вольствие получено. Вот почему люди оправдывают свою склонность к прокрастинации.  

Однако есть одно большое «но»: при выполнении задания в максимально короткие сроки вероятность возникновения форс-мажора составляет 20 %. То есть в одном из пяти случаев при быстром переносе предмета с одной части стола на другую под руку обязательно подвернется чашка с чаем, а в самый разгар подготовки отчета в офисе отключат свет. Вывод. Не спеши упрекать себя в неумении распоряжаться временем. Возможно, так проявляется твоя способность рационализировать про­цесс. Но помни при этом о 20 %  риске возникновения форс-мажора.  

Как сделать, если я не хочу. 

Стив Джобс
Стив Джобс

Добровольно впрячься в грязную или нудную работу чело­век может только под давле­нием обстоятельств, прене­бречь которыми он не может. Почему так сложно заставить подростка убрать в своей комнате? Ответ прост: ему это не нужно. Беспорядок ему не мешает. А если родителям становится плохо при взгляде на комнату своего чада, так это их проблемы. Кстати, видели ли вы фото рабочего стола Стива Джобса? Там жуткий бедлам! Мешало ли это ему работать? Судя по результатам – нет. А вот раз­меры компьютера, который стоял на его столе, его «гру­зили», создавали неудобства. Поэтому он создал iPad.

Чтобы заставить человека макси­мально быстро и эффективно выполнять работу, которую он считает неприятной, нужно поставить его в условия, когда он сам посчитает это необ­ходимым. Как вы думаете, до какого возраста человек может выходить из дома, не почистив зубы, и чувствовать себя при этом нормально?  

До первой влюбленности.  

Как сделать то, чего не хочется
Как сделать то, чего не хочется

То есть до того момента, как чистое дыхание станет для него значимым. А как долго можно откладывать визит к стоматологу? Достаточно одной бессонной ночи, чтобы забыть о склонности к про­крастинации, не так ли?  

Вывод. Пока у индивидуума нет необходимости совер­шать какое-либо действие, он его не совершает. Бороться с этим бессмысленно. А вот обратить самое пристальное внимание на третью позицию в нашем анализе совершенно необходимо!  

Кстати. 

Как сделать то, чего не хочется
Как сделать то, чего не хочется

Согласно восточной философии, незавершенные дела тянут на себя энергию и буквально “обесточивают” человека. 

Как сделать если не знаешь.

учится ходить
учится ходить

Очень часто бывает так, что откла­дывать дело дальше никак нельзя, но человек все равно не действу­ет! Так проявляется не невинная в общем-то прокрастинация, а по­давленная родителями и воспита­телями способность действовать. Рассмотрим это на примере трех ­летнего ребенка. В этом возрас­те малыши находятся в постоян­ном движении: они познают мир. Это основная задача ребенка. Познавая мир, он создает с ним коммуникацию и нередко вносит в действительность изменения, которые не всегда по нраву его родителям. Вот кроха, заинтере­совавшись чем-то, полез под стол, на котором стоит малоинтересная для него ваза. Одно неловкое дви­жение, толчок – и ваза разбита.  

Что скажут ребенку взрослые? В большинстве случаев прозвучит вопрос «Зачем ты это сделал?» На этот вопрос ребенок не может дать ответа! Между тем именно этим вопросом родители еже­дневно и многократно обесцени­вают стремление познающего мир малыша что-то делать.  

Как известно, человек развива­ется по формуле «Быть. Делать. Иметь». «Быть» для ребенка зна­чит познавать мир. «Делать» зна­чит действовать, двигаться. А что такое “иметь”, кроха понимает в тот момент, когда что-то получа­ет. Поэтому ответить на вопрос, “зачем ты это сделал?” малыш не может в принципе. Он полез под стол, чтобы познать мир, но получил в процессе своего позна­ния родительское порицание за стремление что-то делать. Если эта ситуация повторяется доста­точно часто, то к 18 – 20 годам (вре­мени первого трудоустройства) у парня или девушки сформи­руется чрезвычайно устойчивое торможение перед действием. И это является основной причиной того, что человек откладывает дела на потом.  

Чтобы преодолеть склонность переносить дела на завтра, нужно вернуть поте­рянную в детстве радость делания. Для этого существуют специальные тренинги, на которых человека избавляют от страха перед неправильным действием и возвращают ему веру в то, что познать мир и добиться поставленных целей можно только в том случае, если в философской цепочке «быть-делать-иметь» не будет провалено среднее звено -делать. И нужно видеть, какое сильное внутрен­нее сопротивление приходится преодолевать взрослым людям, чтобы избавиться от привычки откладывать дела на потом из-за страха перед действием! Чтобы избавиться от подсознательного страха перед началом любого дела, нужно научиться разбивать процесс на небольшие состав­ляющие, то есть освоить навыки подробного планирования. Очень важно при этом испытывать уверенность в том, что твои действия правильные и что нагоняя за разбитую в процессе познания «вазу» не будет. Особенно если правильно просчитать и про­анализировать риски, грамотно определить сроки. 


0 Comments

Добавить комментарий